Центральная детская библиотека МКУК "ЦБ Новоосколского района"
Игротека для детей младшего школьного возраста
Г. Снегирёв «Лось» из книги «Звери наших лесов»
Цель: воспитывать любовь к природе, к животным, населяющим наши леса.
Задачи: Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о диких животных наших лесов. Побудить познавательный интерес к живой природе. Воспитывать желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Содержание и методика. Библиотекарь предлагает детям отгадать загадку:
Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длонны.
Питается ветками, сочной травой.
В осеннее время настрой боевой:
Он в утренний час очень грозно ревёт
И рёвом соперников к бою зовёт.
Доверчиво из лесу к людям идёт,
То в парк городской, то в село забредёт.
И те, кому видеть его довелось,
Ответят, что это животное….(Лось).
Автор: Синючкова Ж.
(Дети договаривают отгадку)
Библиотекарь продолжает: Предлагаю вам послушать, как описал этого животного писатель-натуралист Геннадий Яковлевич Снегирёв в своей книге «Звери наших лесов». (Читает вслух весь текст рассказа «Лось»)
Г.Снегирев «Лось».
Лось – лесной житель. Лоси живут в сибирской тайге и в лесах под Москвой. Лосю не страшны ни болота, ни глубокие снега. Зимой лось объедает осиновую кору и ветки, а летом ест болотные травы.
У лося тяжёлые, широкие рога, похожие на лопаты. Лось – мирный зверь, но если на лося нападут волки, он защищается и рогами, и острыми копытами. Только голодные волки осмеливаются напасть на лося.
1. Какие чувства вызвал у вас рассказ? Сформулируйте их и расскажите (Библиотекарь может записывать формулировки на доске).
2. Каким вы представили себе лося? (дети должны описать животное оценочными прилагательными)
3. Вспомните, какие слова использует автор, описывая лося?
Поиск характеристик в тексте и выписывание их в режиме заданного времени. Можно делать индивидуально и в малых группах (по четыре человека). После окончания работы каждая команда представляет свои результаты. Представитель каждой команды зачитывает выбранные характеристики, которые сравниваются.
4:Подберите однокоренные и родственные слова к слову «Лось» и запишите их. (Лосиха, лосята, лосий, лосиный, лосятина, лосёвый, лосёнок, лосёночек лосепитомник, лосеферма).
5.Конкурс: «Кто внимательный?».
Библиотекарь: А теперь проверим, насколько вы внимательны. Быстро каждый сосчитайте, сколько раз в тексте звучит слово «Лось». (8 раз).
6.Мини-турнир: «Из трех слов – предложение».
Предлагается три слова – лось, вода, ветка. За 5 минут необходимо на листе бумаги составить как можно больше предложений с использованием данных слов. Выигрывает тот участник, у которого, во-первых, больше предложений; во-вторых, предложения более сложные по составу. Учитывается не только количество, но и качество!
7.Конкурс: «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь».
Детям предлагается без подготовки прочитать скороговорку пять раз в быстром темпе про лося. Кто сделает это быстро и без ошибок, тот и побеждает.
Скороговорка:
Лось шёл лесом, вышел к плёсу,
Удалось лосю поплескаться с лососями.
8. Работа со словарем:
Обратившись к Толковому словарю Ожегова дать определение слову «Плёс».
(Плёс – широкое водное пространство на реке или озере, между островами.)
9.Дополнительная информация из текста по географии, природоведению
Из текста мы узнали, что лось живет в лесу. А в каких именно лесах живут лоси?
По тексту: «Лоси живут в сибирской тайге и в лесах под Москвой»
Обратимся к географической карте и найдем эти леса. (Смотрим по карте расположение лесов – места обитания лосей). Обратите внимание на выставку:
Здесь представлены энциклопедии, в которых подробно написано про эти леса и их обитателей
10. Игра в загадки.
У него рога ветвисты, А бока чуть-чуть пятнисты. Всех катать ему не лень, Возит саночки... (Олень) |
В тундре белый лис гуляет, Мышек маленьких пугает. Очень хитрый он ловец. Как зовут его? (Песец) |
Кто с высоких тёмных сосен В ребятишек шишки бросил И в кусты, через пенёк, Промелькнул как огонёк? (Белка) |
2. Придумать свою загадку о лосе.
11. Игра «Кто быстрее!»- слова-анаграммы, позволяют быстро вспомнить разных животных и проверить словарный запас детей.
ЦЗЯА – (заяц) АХАЧРЕЕП – (черепаха) КЛИРОК – (кролик) АДЕГПР – (гепард)
НОЛЬЕ – (олень) РФОДА – (дрофа) ЯСУТОЗРГКА – (трясогузка)
12: Составить анаграмму к слову «Лось». (Соль)
13.Головоломка «Ловкость глаз и …»
Здесь зашифрован природоохранительный лозунг, адресованный человеку. Чтобы его прочесть, надо сделать следующее:
Из этих строчек пять зверей
Изгнать ты должен поскорей,
И зашифрованную весть
Сумеешь сразу ты прочесть!
ЗАКЩРИОТТЖИИРАМФЛЖОСЬИВКАОТБАННЫХКОТ
Ответ: защитим животных
Спрятанные животные: крот, жираф, лось, кабан, кот.
14.Сканворд «Лоси».
В этом простейшем сканворде всего четыре клетки по горизонтали и по вертикали. Если вы правильно отгадаете все подсказки, - слова, о которых написаны «зашифрованные» задания в первых клетках по горизонтали, то и отгадаете то самое зашифрованное слово в этих загадках-подсказках, т.е. слово «Лоси». Но помните, в клетках с «загадкой» надо ставить первую букву слова-отгадки по вертикали. Итак, давайте попробуем:
Вертикально движущийся подъёмник с кабиной для перемещения людей, грузов. |
Обожжённое место |
Стальной несгораемый ящик или шкаф для хранения документов, денег и материальных ценностей. |
Швейная принадлежность заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. |
л |
о |
с |
и |
и |
ж |
е |
г |
ф |
о |
й |
л |
т |
г |
ф |
а |
(Слова-отгадки: лифт, ожог, сейф, игла).
Дополнение к заданиям:
Можно предложить детям нарисовать иллюстрацию к рассказу Снегирёва «Лось» и оформить выставку рисунков.
В конце игровой программы предлагаем детям книги для самостоятельного чтения о лосе, которые представлены на выставке к мероприятию:
Рассказы:
С. Баруздин «Лось в театре»,
М. Пришвин «Лоси»,
И. Соколов-Микитов «Лоси»,
И. Ревю «Рассказ о лосе детям».
Стихи:
Н. Рубцов «Первый снег»,
А. Дементьев «Лось»,
И. Мазнин «Лось».
Список использованной литературы:
Бородина В.А. Летняя школа чтения: заочная творческая лаборатория / В.А. Бородина. – М.: РШБА, 2011. – 392с.
Дик Н.Ф. Раз – словечко, два – словечко: занимательные игры с буквами и словами в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 285с.
Снегирёв Г.Я. Рассказы и повести / Г.Я. Снегирёв; Худож. Н. Беланов. – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2011. – 317с.
Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы / авт.-сост. Л.Д. Ласкина и др. – Волгоград: Учитель, 2014. – 170с
Автор: Л. Коршуненко – методист по работе с детьми
Новооскольской ЦДБ.