Центральная детская библиотека МКУК "Корочанская ЦРБ им. Н. С. Соханской (Кохановской)"
Игротека для детей 6 лет
Притча «Что побеждает»
Л.Н. Толстой. Басня «Лгун»
Евгений Дубравный. Стихотворение «Ёжик»
Притча «Что побеждает»
Не хлебом единым … Притчи и христианские легенды / Сост. Н. Астахова. – М.: Белый город, 2012. – 127с.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Внук задумался над словами деда.
— А какой волк в конце побеждает? - спросил он.
Старик улыбнулся и ответил:
— Побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной
Задание 1. Прочтите притчу вслух.
Задание 2. Кто главные герои притчи? (Старик и Внук)
Задание 3. Что представляет собой каждый волк? (Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность)
Задание 4. С чем сравнивает Старик внутренний мир человека? (С борьбой двух волков)
Задание 5. Как вы понимаете слова зависть, ревность, эгоизм, ложь?
Задание 6. Как вы понимаете слова мир, любовь, надежда, доброта, верность?
Задание 7. Подберите антоним к слову ложь, добро, верность, мир. (Ложь – правда, добро – зло, верность – предательство, мир- война)
Задание 8. Какие пословицы вы знаете про добро и зло? (Добро помни, а зло забывай, От добра добра не ищут. Мир не без добрых людей, Тому тяжело, кто помнит зло.)
Задание 9. Вставьте пропущенные слова:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную_____.
- В каждом человеке идет_______, очень похожая на борьбу двух ______. Один волк представляет _____ — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет _______ — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Внук задумался над _______деда.
— А какой волк в конце побеждает? - спросил он.
Старик __________ и ответил:
— Побеждает тот волк, которого ты ________.
Пропущенные слова: борьба, волков, зло, добро, словами, улыбнулся, кормишь.
Задание 10. Найдите в тексте имена существительные (Существительные: старик, внуку, истину, человеке, борьба, волков, зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь, добро, мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность, словами деда, конце, он)
Задание 11. Найдите среди букв слова из текста.
АЛЕПРСТАРИКЛОДОБРОПАПМИРПАВОЛКЖДВАПОБЕЖДАЕТПА
Ответ: старик, добро, мир, волк, побеждает
Задание 12. Чему учит притча? (Эта притча заставляет задуматься: какой я – добрый или злой? Она учит нас воспитывать в себе добро)
Л.Н. Толстой. Басня «Лгун»
Толстой, Л.Н. Детям / Л.Н. Толстой. – М.: Росмэн пресс, 2011. – С. 132.
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: "Помогите, волк! волк!" Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: "Сюда, сюда скорей, волк!" Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной
Задание 1. Прочтите басню вслух.
Задание 2. Почему мужики в четвёртый раз не прибежали на помощь?
Задание 3. Какие пословицы вы знаете со словом «ложь»? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Ложь человека не красит. Маленькая ложь за собой большую ведёт. Кто любит лгать, того нельзя за друга принять)
Задание 4. Найдите в тексте имена существительные и глаголы. (Существительные – мальчик, овец, волк, мужики, неправда, он, просторе, стадо;
Глаголы – стерег, стал, видят, сделал, случилось, набежал, кричать, подумали, обманывает, не послушали)
Задание 5. Подберите синонимы к словам мальчик, звать, помогите, прибежал, подумали, обманывает, видит, перерезал (мальчик – парень, пацан, хлопчик; звать – кричать, говорить, голосить; прибежал – прискакал, примчался; подумали – поразмышляли, помыслили, порассуждали; обманывает – лжёт, врет, лукавит; видит – смотрит, глядит, лицезреет)
Задание 6. Вставьте пропущенные слова:
Мальчик ______ овец и, будто увидав волка, стал ______: "Помогите, волк! волк!" _______ прибежали и видят: неправда. Так ______он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал ____. Мальчик стал ______: "Сюда, сюда скорей, волк!" Мужики ________, что опять по-всегдашнему обманывает, — не _______ его.
Волк видит, _______ нечего: на просторе _________ все стадо.
Пропущенные слова: стерёг, звать, мужики, сделал, волк, кричать, подумали, послушали, бояться, перерезал.
Задание 7. Шифрограмма. Найдите среди букв слова из текста.
АЛВИСТОВОЛКАЗЕОАСТАДОПЫЙЦЮМУЖИКИРЕЗВВУ
Ответ: волк, стадо, мужики
Задание 8. Какие выводы из басни можно сделать? (Один раз обманешь – другой раз не поверят. Очень легко потерять доверие окружающих людей, и очень трудно завоевать его опять)
Евгений Дубравный. Стихотворение «Ёжик»
Дубравный, Е. Зверослов. Пушистая азбука для любознательных. Стихи / Е. Дубравный. – Белгород: Везелица, 2009. – 67с.: ил. - (Природа и дети)
Когда ночь отдыхать всех уложит,
Вдруг послышится шорох в саду…
Это мудрый старательный ёжик
Добывает усердно еду.
Лишь одна Патрикеевна знает
Как опасна ежонку вода,
И нередко его поджидает
То у речки, а то у пруда.
Всех застенчивее ёжик-
По росе ходит босой…
Ёжик любит всех до дрожи,
Только вот никак не может
Подружиться он с лисой.
Мы ежонку охотно поможем –
Молочком угостим и росой…
Мы хотим, чтобы маленький ежик
Навсегда подружился с лисой.
Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной
Задание 1. Прочитайте стихотворение вслух.
Задание 2. Где живут ёжики? (в саду, в лесу)
Задание 3. Чем питаются ёжики? (мелкими грызунами, растениями)
Задание 4. Чем питается лиса? (мелкими млекопитающими, мелкими грызунами)
Задание 5. Почему Ёжик не может с ней подружиться? (Лиса питается зайцами и может его съесть)
Задание 6. Охарактеризуйте ёжика. Какой он? (Застенчивый, мудрый, старательный, маленький)
Задание 7. Вставьте в текст пропущенные слова:
Когда ночь ______ всех уложит,
Вдруг послышится шорох в саду…
Это мудрый ____________ёжик
Добывает усердно еду.
Лишь одна Патрикеевна знает
Как ________ ежонку вода,
И нередко его __________
То у речки, а то у пруда.
Всех застенчивее _______-
По росе ходит босой…
Ёжик _____всех до дрожи,
Только вот никак не может
Подружиться он с _______.
Мы ежонку охотно поможем –
Молочком _______ и росой…
Мы хотим, чтобы ________ ежик
Навсегда подружился с лисой.
(Пропущенные слова: отдыхать, старательный, опасна, поджидает, ёжик, любит, лисой, угостим, маленький)
Задание 8. Восстановите разрушенный текст:
Мы ежонку охотно поможем –
Молочком угостим и росой…
Мы хотим, чтобы маленький ежик
Навсегда подружился с лисой. (4)
Лишь одна Патрикеевна знает
Как опасна ежонку вода,
И нередко его поджидает
То у речки, а то у пруда. (2)
Когда ночь отдыхать всех уложит,
Вдруг послышится шорох в саду…
Это мудрый старательный ёжик
Добывает усердно еду. (1)
Всех застенчивее ёжик-
По росе ходит босой…
Ёжик любит всех до дрожи,
Только вот никак не может
Подружиться он с лисой. (3)
Задание 9. Подчеркните рифмующиеся слова.
Задание 10. Шифрограмма. Найдите среди букв слова из текста.
ПАМЧВОДАНАЁЖИККАВФЗНОЧЬРААВШОРОХРДЖК
Ответ: вода, ёжик, ночь, шорох
Задание 11. Найдите к началу строк их окончания:
Когда ночь отдыхать старательный ёжик (3)
Вдруг послышится знает (5)
Это мудрый всех уложит, (1)
Добывает усердно поджидает (7)
Лишь одна Патрикеевна шорох в саду… (2)
Как опасна еду. (4)
И нередко его ежонку вода, (6)
То у речки, а то ёжик- (9)
Всех застенчивее у пруда. (8)
По росе ходит не может (12)
Ёжик любит всех босой… (10)
Только вот никак поможем – (14)
Подружиться он до дрожи, (11)
Мы ежонку охотно с лисой. (13)
Молочком угостим ежик (16)
Мы хотим, чтобы маленький с лисой. (17)
Навсегда подружился и росой… (15)
Задание 12. Какие ещё стихи, рассказы или сказки вы читали о еже и лисе? (Русские народные сказки «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Лиса и дрозд», С. Козлов «Ежик в тумане», А. Усачев «Жили – были ежики», Л.Н. Толстой «Еж и заяц» и др.)