МКУК «ЦБС Красненского района»
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ МОДЕЛЬНАЯ
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
(Материалы для ИГРОТЕКИ)
Для анализа и обыгрывания нами выбрана сказка В.И. Даля «Война грибов с ягодами», предназначенная для внеклассного прочтения с детьми младшего школьного возраста - учащихся 4 класса.
Работа с данным текстом поможет учащимся:
- составить представление о русском фольклоре;
- познакомиться с литературным творчеством В.И. Даля, его толковым словарём;
- получить представление о литературной сказке и обработке народной сказки;
- при анализе художественных достоинств сказки через лексическую игру развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи;
- получить дополнительные знания по темам «Природные явления» и «Грибы».
В.И. Даль
Сказка «Война грибов с ягодами»
Красным летом всего в лесу много - и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, - думает боровик, всем грибам голова, - нас, грибов, сила великая - пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!»
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:
- Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:
- Мы все старые старушки, не повинны на войну.
- Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
- У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
- Эй вы, сморчки! - крикнул гриб-боровик. - Снаряжайтесь на войну!
Отказались сморчки; говорят:
- Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
- Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
- Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.
«Ну, быть беде», - думает зеленая травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара - широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки - в кадушки, опёнки - в бочонки, сморчки - в бурачки, груздки - в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
Ход анализа сказки.
1. Первичное знакомство с текстом сказки. (Просмотр видеозаписи сказки В.И. Даля «Война грибов с ягодами» помогает детям составить зрительные образы и создаст эмоциональный настрой к обсуждению произведения).
2. Беседа по жанровой принадлежности текста.
- На какую русскую народную сказку похожа эта сказка? («Как грибы с горохом воевали» русс. нар. сказка).
- Перед нами - литературная сказка на народный сюжет. Как вы это понимаете, что такое обработка сказок? (Сохраняется сюжет, герои, язык, идея, особенности текста).
- Чем обработка отличается от записи народной сказки? (Писатель, обрабатывая народные сказки, делает текст более грамотным, подчёркивает его достоинства, сохраняет сюжет, персонажей).
3. Краткие сведения об авторе.
- Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин? (Владимира Даля.)
- Главным делом жизни Владимира Ивановича Даля было собирательство русских слов, пословиц и поговорок русского народа. Итогом его многолетней работы, принёсшим ему славу, стал «Словарь живого великорусского языка». За свою жизнь Даль собрал 200 000 слов. (Демонстрация словаря)
4. Работа с текстом. Языковые особенности сказки.
Задание №1: Словарная работа.
- В этом словаре есть слова и выражения, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем. Давайте откроем этот словарь. (Из словаря выпадают подготовленные заранее полоски со словосочетаниями из текста: помочь скликать, не повинны на войну, сподряд брать, попал в вязку, грибной дождь).
- Найдите эти словосочетания в тексте сказки.
- Какого словосочетания в сказке нет, но оно вам хорошо знакомо? (грибной дождь).
- Объясните это выражение. (Ответы детей).
- Сверка этого выражения по словарю Даля. Дожди бывают разные, и для каждого народ придумал меткое название:
Ситник или ситничек (от слова сито) - мелкий дождь.
Ливень - проливной дождь, самый сильный.
Сеногной - дождь во время покоса.
Грозный дождь - с грозой.
Косохлест, подстега - косой дождь с ветром.
Лепень - снег с дождем.
Грибной дождь - теплый и мелкий.
Физкультминутка - игра «Грибной дождь»
(Игра поможет снять физическую усталость и напряжение, поможет почувствовать сопричастность к действию сказки - «созидающее чтение»).
Ребята! Представьте, что мы с вами в лесу и скоро начнётся дождь. Посмотрите на небо, над нами тучи нависли! Сейчас пойдет дождик! Вот уже упала...
- Одна капелька (все хлопают по ладони одним пальцем)
- Две капельки (все хлопают по ладони двумя пальцами)
- Три капельки (все хлопают по ладони тремя пальцами)
- Четыре капельки (все хлопают по ладони четырьмя пальцами)
- Пошел тёплый мелкий дождь (все хлопают в ладоши)
- И начали расти грибы (бурные аплодисменты стоя)
Затем все повторяется в обратном порядке и наступает тишина, дождь прекращается, можно собирать грибы.
Задание №2: Работа с синонимами.
Как вы понимаете выражение «красным летом»? Подберите синоним к слову «красный» (красивый, тёплый, хороший).
Задание №3: Народные приметы лета.
Назовите летние месяцы. Какие приметы летних месяцев описаны в «Месяцеслове»? (В обработке Г.М. Науменко).
Дети читают:
Июнь лето открывает,
Цвет черёмуха роняет,
Поёт в роще соловей
И всё больше жарких дней.
Июль – средний месяц лета,
Вся земля уже согрета
И на ниве золотой
Рожь колышется стеной.
Август в лес гулять зовёт,
Вырос там грибов народ,
Растут ягоды, орехи
Рвут ребята для потехи.
Задание №4: Работа с образами сказки.
1. Перечислите всех героев сказки. (Ягоды, грибы, девки и тётка Варвара).
2. Как делятся грибы? (Съедобные и несъедобные).
3. Викторина «Соберём в лукошко»
(Карточки, на которых изображены грибы: съедобные и несъедобные. Дети отбирают и складывают в лукошко только хорошие грибы)
- О каких грибах говорится в сказке? (О съедобных: белый гриб, волнушки, опёнки, сморчки, грузди и подгруздки).
- Что задумал гриб-боровик? (вести войну против ягод). Почему? Найдите ответ в тексте. («…Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит!...»).
- Найдите подтверждение того, что гриб-боровик - главный герой сказки. (Составление словесного портрета гриба-боровика).
(«…гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается…», «…думает боровик, всем грибам голова…», «…задумал-загадал боровик войну…», «…рассердился гриб, прогневился боровик, и крикнул он громким голосом…»).
- Какие грибы он призвал на помощь и кто откликнулся на призыв гриба-боровика?
Игра «Узнай гриб по описанию» (Заранее заготовлены карточки, с текстовым описанием героев).
Карточка №1. «... - Мы все старые старушки, не повинны на войну…» (волнушки).
Карточка №2. «… - У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!...» (опёнки).
Карточка №3. «… - Мы старички, уж куда нам на войну!...» (сморчки).
Карточка №4. «… - Мы …, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!...» (грузди с подгруздками).
Задание №5: Работа с рифмой.
В сказке чувствуется близость к стихотворной речи, найдите в тексте спрятавшиеся рифмы.
(…старушки - волнушки,
тонки - опёнки,
старички - сморчки,
грузди - братья дружны,
Варвара - широкие карманы,
волнушки - в кадушки,
опенки - в бочонки,
сморчки - в бурачки...).
Почему речь простых людей оживлялась рифмой? (Рифма - своеобразная игра слов. Рифмованные приговорки помогали в обыденной, а порой и тяжёлой работе).
Задание №6: Работа по лексическому значению слов.
Объясните лексическое значение следующих слов и выражений:
красное лето - красивое, тёплое лето;
сидючи - сидя, восседая;
пыжиться - стараться изо всех сил что-нибудь сделать. Держать себя напыщенно, важничать;
из земли прёт - идёт, лезет;
гневается - сердится, злится;
вишь - видишь;
в чести - в почёте;
ныне - сейчас;
всем грибам голова - старший;
глядючи - смотря;
стал помочь скликать - стал на помощь звать;
не повинны - не хотим;
кичливая ягода - горделивая ягода;
пята - пятка;
грозная рать - сильное войско;
сподрят - подрят;
бурачки - свёкла.
Задание №7: Работа с устойчивыми сочетаниями слов и просторечиями.
- Найдите и отметьте в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для русского простонародного языка. (Под дубочком сидючи на грибы глядючи, сила великая, сладка ягода, помочь, полным-полненько, всем грибам голова,…).
- Найдите в тексте просторечия: (помочь окликать, из земли прёт, отказалися и др.).
- Как вы думаете, почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их?
(Потому, что они ему нравились, он хотел сохранить народный колорит русской сказки, очень любил русское простое народное слово).
- Даль сам обогащал сказки народными пословицами, загадками.
Задание №8: Чтение сказки в лицах.
Иллюстративные материалы для работы с детьми при изучении грибов, их запоминания и описания
ФОТОМАТЕРИАЛЫ "Иллюстрации грибов"
ФОТОМАТЕРИАЛЫ "Художники рисуют грибы"