ЦДБ МБУК «ЦБ Яковлевского района»
Игротека для детей 8-10 лет.
Я. Аким "Злая собака"
Этот полный приключений день начался с того, что Ромка, Топ и Зойка пришли на берег реки.
- Окунемся! — сказал Ромка, и они с Зойкой бросились в воду. — Вода тёплая, ныряй, Топ, не бойся, ну!
— Какой интерес тут нырять, вот если бы с вышки.
Ромка и Зойка наплавались вдоволь и вылезли из воды. Они уже шли по зелёной улице посёлка, а Топ всё хвастался, как он бы прыгнул с вышки.
- Постой, — сказал Ромка, — если ты такой храбрый тогда попробуй-ка зайди сюда, а?
— Причём же тут храбрость? — растерялся Топ
— Ага, испугался! Ну что же ты? Вот калитка!
Делать было нечего. Топ зажмурился и протиснулся в страшную калитку. Теперь перетрухнул Ромка. И зачем только он подбил Топа на такой отчаянный поступок! А Топ, очутившись в саду, приоткрыл сначала один глаз, потом другой… и увидел на садовой дорожке вовсе не злую и совсем не собаку, а смешного полосатого котёнка.
- Вот здорово! - сказал Топ. Он так обрадовался, что тут же начал играть с котёнком. Впрочем, они оба обрадовались друг другу. «Ромка»! — вдруг вспомнил Топ.
— «Пусть они с Зойкой думают, что я тут один на один с собакой». И Топ изо всех сил залаял по-собачьи: «Гав-гав-гав!» На этот раз перепугался котёнок: он не любил собачьего лая.
Чтобы усилить впечатление, Топ окунул голову в бочку с водой и как следует взъерошил волосы. Да ещё вдобавок выдавил себе на щёку спелую вишню. Он попрощался с котёнком, рванул на себя калитку и выбежал на улицу.
— «Она тебя… укусила?» — дрожащим голосом спросил Ромка.
— «Так, пустяки… Понимаешь, пасть-во! Клыки-во! Она на меня, а я ее за хвост да ка-ак крутану! Хотел на ёлку закинуть, потом раздумал, пожалел. Мне такие собаки-тьфу!» Топ, задрав нос, шагал теперь впереди. Он и сам поверил в собственную храбрость.
— Хотите, я сейчас быка за рога-и оседлаю? — А хотите, открою на ходу дверцу автомобиля, до угла прокачусь и выпрыгну! Хотите? Ромка едва успевал удерживать своего «бесстрашного» друга. Еще секунда — и Топ спустился бы в глубокий колодец. Друзья не заметили, как снова очутились перед знакомой калиткой.
— «Пойду ещё раз проучу этого пса, — сказал Топ. — И не отговаривайте меня, только отойдите на всякий случай подальше».
Он распахнул калитку ударом ноги и оцепенел: потягиваясь после сна, по садовой дорожке брела злющая ушастая дворняга. Сердце у Топа бешено заколотилось: уж этого-то он никак не ожидал! Пёс оскалил зубы и, облизываясь, двинулся к калитке. Вдруг шерсть у дворняги встала дыбом: из-за кустов появился полосатый котёнок. Пес грозно зарычал и, забыв про Топа, длинным прыжком метнулся за котёнком. Котёнок едва успел отскочить к Топу, как бы прося защиты. И Топ решился….
— Я тебе покажу, как маленьких обижать! Ты у меня запомнишь! Топ взял на руки дрожащего котенка и вышел из сада. А наказанный пёс, поджав хвост, поплелся в конуру.
— Ох и перепугался я! — сказал, отдышавшись, Топ. - Знаете, больше я в этот сад ни ногой: собака-то и правда злая! А котёнок будет жить у нас. Вот и всё.
Творческий разбор текста, используя методику В.А. Бородиной
1. Еще не читая рассказ, узнать у детей, как они понимают название рассказа «Злая собака», о чем, по их мнению, пойдет речь в данном произведении. Какие чувства вызывает название? (Предчувствие – беды) Почему?
2. Прочтение рассказа.
3. В какое время года происходит действие рассказа? (лето) По каким признакам вы узнали, что это лето?
4. Назовите главных героев? (ребята – Ромка, Топ и Зойка)
5. Мальчик Топ, он какой в начале рассказа…: (ответы детей)
6. Объяснить словосочетания «отчаянный поступок», «страшная калитка»
7. Вставьте пропущенные слова в предложение:
«- Окунемся! — сказал Ромка, и они с Зойкой бросились в воду. — Вода тёплая, ….. (ныряй), Топ, не бойся, ну! — Какой интерес тут …. (нырять), вот если бы ….. (с вышки)».
Топ купался вместе с ребятами? (Нет) А почему? Как вы думаете, мальчик действительно хотел прыгнуть с вышки, или только хвастался?
1. Куда зашел Топ и по своей он это сделал воле? (В чужой двор, Ромка подтолкнул)
2. Какие чувства испытывал Ромка, после того, как Топ оказался в чужом саду? (испугался за друга)
3. Что значит слово «перетрухнул», подберите к нему синонимы? (испугался)
4. Вставьте пропущенные слова «увидел на садовой дорожке вовсе не злую и совсем не …. (собаку), а смешного полосатого …. (котёнка)»
5. Соотнесите действие с предметом
окунул волосы
взъерошил спелую вишню
выдавил на улицу
попрощался калитку
рванул голову
выбежал с котёнком
Что хотел сделать «бесстрашный» друг…. («…Она (собака) на меня, а я ее за хвост да ка-ак крутану! Хотел на ёлку закинуть, потом раздумал, пожалел. Мне такие собаки-тьфу!» Топ, задрав нос, шагал теперь впереди. Он и сам поверил в собственную храбрость. — Хотите, я сейчас быка за рога-и оседлаю? — А хотите, открою на ходу дверцу автомобиля, до угла прокачусь и выпрыгну…») Почему слово «бесстрашный» в тексте написано в кавычках?
1. Вспомните, как Топ первый раз входил в незнакомый двор («Топ зажмурился и протиснулся в страшную калитку»), а как во второй («Он распахнул калитку ударом ноги…»)? Что изменилось в поведении мальчика..? Какие эпитеты приводит автор к слову «калитка»? (страшная, знакомая) С чем это связано?
2. Подберите синонимы к слову «оцепенел» (замер, застыл, испугался), объясните его значение (Сл. русского языка: Оцепенеть - стать неподвижным, как бы застывшим; замереть.)
3. «Топ, задрав нос, шагал теперь впереди». Объясните, значение фразеологизма «задрав нос», подберите к нему синонимы (зазнаться, зачваниться, возгордиться, забуреть, поднять нос, задрать хвост, заважничаться)
4. Давайте попробуем переложить рассказ на музыку, как она будет звучать? (В начале – радостная, потому что лето, каникулы, речка, потом тревожная, ожидание неизвестного, затем опять веселая, бодрая - ничего страшного не случилось во дворе, можно «порисоваться» перед друзьями, похвалиться и вдруг опять тревожна - испуг перед собакой, испуг за маленького беззащитного котенка, но все кончается хорошо, котенок спасен, звучит уверенная спокойная мелодия. Такая вот, волнообразная мелодия у нас получилась). А теперь нарисуйте рассказ разноцветными карандашами (мелками), изображая эмоции (чувства) нашего героя.
5. В конце рассказа есть такие слова: «Пес грозно зарычал и, забыв про Топа, длинным прыжком метнулся за котёнком. Котёнок едва успел отскочить к Топу, как бы прося защиты. И Топ решился….» На что решился Топ? Автор не описывает нам действия героя, как вы думаете почему, что по вашему сделал мальчик? Это героический поступок? (Конечно, ведь наш герой, возможно, спас жизнь беззащитному существу и сам при этом не пострадал)
6. Давайте вспомним, чем закончился рассказ: «— Ох и перепугался я! — сказал, отдышавшись, Топ. - Знаете, больше я в этот сад ни ногой: собака-то и правда злая! А котёнок будет жить у нас. Вот и всё». Что изменилось в главном герое (он сказал правду, не приукрашая ее, не хвастаясь, признавшись, что действительно испугался), а наше отношение к герою изменилось? (сначала мы видим хвастунишку, а в конце рассказа это добрый, храбрый и честный мальчик)
7. Главные герои рассказа: Топ, Ромка, Зойка, котёнок, собака «скрыты» в шифровке. Найди их и зачеркни эти слова, а также здесь скрыто слово, которое связывает ребят. Ответ: ДРУЖБА
О |
Б |
С |
Д |
Р |
Ы |
М |
З |
И |
Р |
С |
З |
Ы |
Ж |
Р |
К |
О |
Т |
Ё |
Н |
О |
К |
К |
Н |
Э |
У |
О |
Р |
О |
М |
К |
А |
О |
И |
У |
Д |
Ж |
Ч |
Ь |
П |
И |
Л |
М |
Б |
П |
З |
Г |
Б |
Р |
Н |
С |
О |
П |
К |
А |
С |
О |
Б |
А |
К |
А |
Н |
Р |
Ю |
С |
Ч |
Ш |
Й |
Л |
П |
Г |
Т |
У |
П |
М |
Я |
К |
А |
К |
К |
Р |
К |
В |
Ш |
Р |
А |
Н |
Е |
Н |
А |
В |
Ы |
О |
А |
К |
Р |
О |
Ш |
Т |
Подготовила Плотникова В.В. –
гл.библиотекарь ЦДБ МБУК «ЦБ Яковлевского района»